|
Канадский ученый Р. Райт утверждает, что интеллект в ходе эволюции живого зарождался как аппарат для обработки обонятельных сигналов от химических веществ, окружавших наших предков в первобытном океане. Когда же выходцы из моря заселили землю, носителем пахнущих веществ стал воздух. В этот период обоняние играло в жизни человека, пожалуй, большую роль, чем все остальные органы чувств. Но почему же тогда обоняние в жизни человека играет сейчас столь малую роль? Ведь у наших предков все было наоборот.
Получеловек-полуобезьяна, далекий наш предок с резким шумом втягивал воздух в широкие ноздри - чем пахнет? Вопрос не праздный. Вопрос выживания. |
Когда же приматы населили леса, то им в большей степени, чем обоняние, понадобилось зрение для лазания по деревьям в трехмерном пространстве. У человека, ходящего прямо, ноздри, смотрящие в землю, отвернулись от главного источника информации - от ветра, приносящего запахи. А окончательно "добило" обоняние человека развитие техники и технологии.
Цвет и звук, запах и вкус, прикосновения и температура еще до рассуждения оказывают на человека непосредственное эмоциональное воздействие. Особенно сильна эмоциональная власть запахов. Почему над нами так сильна власть ароматов? Почему ничто иное - цвет или звуки - не могут с такой силой всколыхнуть воспоминание, как связанный с ним запах? Может все дело в неповторимости, ведь запах нельзя вспомнить так, как мы вспоминаем фразу.
Огромное влияние запахов определено большим количеством обонятельных клеток в носу - их 6 000 000 при 10 000 вкусовых клеток во рту. А поскольку носовые мембраны связаны и со ртом, запахи являются, на самом деле, еще и сочетанием вкусовых и обонятельных ощущений. Наверняка такое обилие клеток необходимо живому существу. Зачем? Как животные и растения используют такое изобилие обонятельных клеток?
Младенцы начинают отличать звук материнского голоса от голоса других женщин на третий день после рождения, узнают лицо матери еще через несколько дней, а вот запах - практически сразу после рождения. А мать? Американские физиологи установили, что матери способны узнавать запах своего ребенка в течение первых шести дней после рождения, даже если их общение было ограничено.
Источник: Не известен |